Светофильтр это «стеклышко», которое накручивается или как-то прикрепляется на переднею линзу вашего объектива, его используют для того, чтоб получить какие-либо эффекты при фотосъемке или же, наоборот, чтобы отсечь нежелательные эффекты. Светофильтры бывают круглые и прямоугольные.
Прямоугольные крепятся с помощью специальной системы в виде пластмассовой основы, которая накручивается, на объектив, на нее можно установить одновременно до 3 светофильтров . Один из самых известных представителей таких фильтров — Cokin.
Круглые светофильтры распространены намного больше — стеклышки в круглой металлической оправе, с резьбой . Диаметр резьбы бывают разные, в зависимости от диаметра объектива.
Не путайте светофильтр с макролинзами или макрокольцами, (макрокольца ставятся между объективом и самим фотоаппаратом). Они нужны для того, чтоб уменьшить дистанцию фокусировки.
Защитный светофильтр
Любой светофильтр полезен тем, что оберегает ваш объектив – он защищает линзу от пыли, грязи, брызг и других воздействий. Светофильтр это хорошая защита отпечатков пальцев – чистить светофильтр можно обычной тряпочкой (хотя я рекомендую чистящий карандаш lenspen либо влажные салфетки без спирта для очков, которые продаются в любом магазине «Оптика»). С одетым светофильтром уже не так страшно носить объектив без защитной крышки, что даст вам оперативней реагировать при неожиданном кадре. Есть отдельный класс фильтров, у которые предназначены только для защиты объектива.
Некоторые начинающие фотографы думают, что дополнительное стеклышко неизбежно отобразиться на качестве ваших снимков. Это, обычно, вызвано, тем что используют дешевые и некачественные светофильтры. Хороший защитный фильтр не будет источником искажений и не меняет светосилу. На светофильтре лучше не экономить, особенно если вы используете дорогой объектив. Стоимость хорошего светофильтра очень мала по сравнению со стоимостью объектива.
UV- и скайлайт-фильтры
Для фотосъёмки пейзажей в жарких странах, либо в горах, на море советуют иметь при себе UV-фильтр (ультрафиолетовый). Он отсекает ультрафиолетовую часть спектра, которая невидна человеческому глазу, и убирает излишек холодных тонов. UV-фильтры не несут искажений и не влияют на светосилу (экспозицию).
Скайлайт-фильтр – используется для корректировки цвета неба.
Поляризационный светофильтр
Поляризационный светофильтр часто используют при фотографировании пейзажей. Если вы фотографировали воду, то скорее-всего видели, что на фотографии вода покрыта бликами. Свет, падающие на объект фотосъемки, не поляризованный, а вот отраженный свет уже поляризован. Поляризационный светофильтр состоит из 2 стеклышек, одно можно вращать относительно другого. Вращая одно из стекол, можно отсекать свет с определенной поляризацией.
Поляризационный светофильтр пригодиться при фотографировании отражающих поверхностей, за исключением метала (стекло, вода и т.д.). Этот светофильтр еще пригодиться и фотосъемке пейзажей – он позволит затемнить ярко-голубое небо, не влияя на остальные детали снимка.
Этот тип фильтра неудобен в использовании если передняя линза вашего объектива вращается при фокусировке — ведь с ней будет вращаться и сам светофильтр. К счастью, таких объективов немного.
ND-светофильтры (нейтрально-серые фильтры)
Эти фильтры нужны для уменьшения количества, проходящего через объектив, света. Они полезны если:
- При фотографировании на длинной выдержке снимки выходят «засвеченные» из-за яркого освещения.
- Если нужна длинная выдержка, но нет возможности прикрыть диафрагму.
Такие светофильтры различаются по плотности – количеству света, которое они могут удерживать. Маркировка 2Х означает, что будет пропускаться 50% света, а 4Х – 25% света.
Также есть отдельный класс светофильтров, у которых плотность не постоянная – градиентный фильтр. В таких фильтрах затемнена лишь некоторая часть фильтра, это позволяет корректировать освещенность не всего снимка, а его части. Например, можно затемнить слишком яркое небо.
Цветные и другие фильтры
Первыми как-раз появились цветные светофильтры – еще когда фотография была черно-белая. Они применялись для смены тональности снимков.
Их принцип работы очень прост: объект, который имеет цвет, близкий к цвету светофильтра, на фотографии будет высветлен, а объект, окрашенный в дополнительный цвет к цвету светофильтра, будет, наоборот, затемнен. Например: голубое небо, сфотографированное с помощью желтого светофильтра, будет темнее, чем без этого фильтра.
Исключение — зеленый цвет (трава, листва), который отражает лучи в инфракрасном диапазоне. Из-за этого листва, сфотографированная с помощью красного светофильтра, будет наоборот светлеть, а темнеть.
Сейчас цветные светофильтры используются довольно редко, из-за того, что с помощью компьютера можно легко добиться практически таких-же результатов.
Существует множество различных светофильтров, помимо тех, о которых мы уже рассказали. Они используются для получения определенного эффекта — например светового ореола, тумана, бликов в виде различных фигур.
Итог: начинающему фотографу при покупке зеркального фотоаппарата необходимо купить защитный или ультрафиолетовый фильтр. Если же у вас несколько объективов, то для каждого объектива понадобиться свой фильтр (не нужно будет его постоянно скручивать, да и не у всех объективов одинаковый диаметр резьбы). Если вы любите фотографировать пейзажи — можно приобрести поляризационный фильтр для того объектива, которым вы будете эти пейзажи фотографировать. Также вам может пригодиться и градиентный фильтр.
Не рекомендуют одевать на объектив больше чем два фильтра одновременно. Стоит помнить, что любое дополнительное стекло, добавленное к объективу, уменьшает количество проходящего света.
Перепечатано: Источник
Добавить комментарий