Начинающему фотографу довольно сложно понять. для чего нужно столько разных замеров экспозиции, ведь в большинстве цифровых фотоаппаратов чаще всего используется только один, относительно сложный метод измерения экспозиции — матричный (он же мультизонный, он же оценочный), который обычно устанавливается по умолчанию.
Матричный (мультизонный, оценочный) замер экспозиции
![]() |
Примерно так выглядит матрица замера экспозиции |
Принцип работы матричного (мультизонного) замера основан на том, что кадр разбивается на большое количество зон в которых замеряется освещённость, затем оценивается экспозиция в каждой зоне отдельно. После замера, результаты приводятся к среднему значению, которое позволяет получить приемлемую экспозицию в каждой из зон.
На рисунке справа показано примерное деление кадра на зоны, которые похожи на матрицу. Поэтомумультизонный (оценочный) замер экспозиции часто называют матричным, но он не имеет никакого отношения к самой матрице фотоаппарата.
Матричный (оценочный) способ замера экспозиции подходит для портретов и даже для объектов с задней подсветкой в контровом свете.
Если матричный замер экспозиции можно применять практически всегда и получать неплохие результаты, то зачем же нужны другие методы замера экспозиции? Матричный (оценочный) замер экспозиции очень похож на фотосъёмку в полностью автоматическом режиме и даёт хорошие результаты при достаточно простых условиях освещения. Если матричный (оценочный, мультизонный) режим измерения экспозиции не даёт ожидаемых результатов, используйте другие режимы, поддерживаемые вашим фотоаппаратом.
Центрально-взвешенный (усреднённый) замер экспозиции
![]() |
Зона центрально-взвешенного замера экспозиции |
Вторым, достаточно часто используемым режимом является центрально-взвешенный (усреднённый) режим измерения экспозиции.
Принцип его работы полностью соответствует названию: данные об освещённости считываются по всей площади, однако основное внимание уделяется освещённости в центре.
Центрально-взвешенный (усреднённый) режим замера экспозиции оказывается очень удобным, если необходимо сфотографировать объект, находящийся в центре сцены. При этом обеспечивается необходимая экспозиция по объекту съёмки, а окружающие области или фон характеризируются другим уровнем освещения.
Частичный замер экспозиции
![]() |
Зона частичного замера экспозиции |
Если яркость фона довольно сильно отличается от яркости основного объекта съёмки, при этом, фотограф решил пожертвовать деталями фона, но максимально точно проработать объект съёмки, то вместо центрально-взвешенного режима предпочтение следует отдать частичному режиму замера экспозиции. Желтая область на рисунке справа показывает зону измерения экспозиции в режиме частичного замера.
Точечный замер экспозиции
Опытные фотографы очень часто используют точечный режим измерения экспозиции, который позволяет фотографу получить полный контроль над замером экспозиции.
В режиме точечного замера экспозиции данные об освещённости считываются только в относительно небольшой части сцены (как правило, это центр сцены, вписанный в рамку экспозамера у компактных камер или в центральный круг видоискателя зеркального фотоаппарата). Некоторые фотоаппараты позволяют при этом считывать данные об освещённости в точке автоматической фокусировки.
Точечный режим измерения экспозиции, очень удобно использовать совместно с фиксацией экспозиции. На большинстве цифровых фотоаппаратов, кнопка фиксации экспозиции отмечена знаком * .
![]() |
|
Точечный замер экспозиции по объекту съёмки
и фиксация экспозамера.
![]() | ||
Проверка экспозиции для получения белого фона при точечном замере – передержка +1.5EV |
Чтобы уверенно пользоваться всеми режимами замера экспозиции, поддерживаемыми именно вашим фотоаппаратом, нужен достаточно большой опыт. Пробуйте и экспериментируйте, в результате, вы сможете получать действительно высококачественные фотографии.
Добавить комментарий