HDR в портрете

Фотографии не являются прямой копией окружающей нас реальности. Некоторые думают, что фотографии объективны и документальны, что им можно доверять как своим  глазам. Но в реальности даже своим глазам не всегда можно верить.

Зачастую проблемы в фотографии возникают от несоответствия того, что фотограф видит в реальном мире с тем, что потом выходит на фотографии. Реальный мир являеться многомерным и человек может оценивать  ширину, высоту и глубину предметов,  ощущать звуки, запахи, температуру, время… Фотографии  же лишены многих измерений реальности, они по сути являются аналогом того отпечатка окружающего мира, который фиксируется на сетчатке глаза, при этом только на сетчатке одного глаза, что делает фотографии плоскими.

С плоскостью в фотографиях можно бороться разными способами: глубиной резкости, законами композиции, стерео-съёмкой. Но есть ещё одна более сложная проблема — несоответствие диапазона яркостей, который способен увидеть человеческий глаз с тем, который фиксируется на плёнке или матрице фотоаппарата. В чем же это проявляется?

Мы можем в солнечный день одновременно видеть детали и в тенях и в ярких областях наблюдаемой сцены. Фотоаппарату с этим сложнее, хотя он и может открыть или прикрыть диафрагму объектива (при изменении яркости глаз тоже делает такие фокусы за счет регулировки диаметра зрачка), но одновременно зафиксировать и темные и яркие объекты ему тяжело. Фотопленка и матрица в этом отношении пока не так  совершенны, как человеческий глаз. Для описания способности пленки и матрицы передавать яркость объектов реального мира есть характеристика именуемая “динамическим диапазоном фотоматериала”. На английском языке этот термин звучит так: «Dynamic range». Чем шире этот диапазон, тем больше он приближен к способностям глаза и тем легче фотографу делать фотографии.

Приведем классический пример: попробуйте снять человека на фоне окна, чтобы было видно и лицо  и улицу. У вас вскоре всего не получится. Глазами вы можете видеть и то и другое одновременно, но на фотографии либо лицо будет слишком затемненное, либо окно будет слишком яркое, для того, чтоб вы смогли что-нибудь в нем разглядеть. Как быть?

Есть три выхода:

1) Надо снизить диапазон яркостей нашей сцены

2) Можно отфильтровывать самые яркие лучи

3) Увеличиваем динамический диапазон конечного изображения.

В первом способе, к примеру можно просто взять дополнительный источник света и освещать им темные части сцены, приближая их по яркости к светлым. Делать это можно с помощью светоотражателя (рефлектора) или лампы (лампы-вспышки). И наоборот, для уменьшения яркости светлых частей сцены можно ослабить световой поток с помощью светорассеивателя (диффузора).

HDR и портрет

Во втором варианте, когда нет возможности влиять на освещённость снимаемого объекта можно прибегнуть к помощи разных фильтров, которые ослабляют яркие световые лучи. С помощью этих фильтров можно ослаблять поток света, который идет только от светлых участков фотографируемой сцены (зачастую это небо), не уменьшая при этом световой поток поступающий в объектив от тёмных участков (таких как горы, лес и т.д.). Таким образом мы уменьшим разброс яркостей, снижая динамический диапазон. Типичный пример такого фильтра это нейтральный градиентный фильтр, который являет собой частично затемненное стекло. При фотосъёмке через такой фильтр небо затемняется, а наземный пейзаж не изменяется.

С фильтром - без фильтра

Ещё один пример такого фильтра это поляризационный фильтр.

Третий вариант решения проблемы нуждается в ещё более сложных манипуляциях. Здесь на помощь приходит довольно популярный метод склейки нескольких фотографий с отличающимися экспозициями в одну. Проще говоря, сперва фотографируем чтоб были видны детали в тенях, а потом, чтобы прорисовались яркие объекты. Все это мы склеиваем в одну фотографию, которая называется High Dynamic Range Imaging, что в переводе значит  Изображение Высокого Динамического Диапазона (HDRI) или просто HDR фотография. Использование такого метода позволяет и вправду получить фотографию, динамический диапазон которой может  сравниваться или даже превосходить возможности человеческого глаза. К сожалению, полученные HDR-фотографии нельзя пока увидеть. Бумага и мониторы имеют небольшой динамический диапазон. Потому, для того, чтобы можно было увидеть эти изображения, динамический диапазон получившихся фотографий снова сужают, только сужают теперь на программном уровне. Каждый участок снимка анализируется программой, которая пытается добиться максимальной плавности и детализации тональных переходов.

При фотосъёмке HDR-изображений статических объектов (пейзажей, натюрмортов и т.д.) проблем обычно нет. Камера устанавливается на штатив и снимается несколько фотографий.  Если же речь идёт о съёмке портрета, то основная сложность в том, что нужно не только сделать фотоаппарат обездвиженным, но и заставить не двигаться человека, который фотографируется. Правда современный софт для склеивания HDR достаточно хорошо устраняет микродвижения объекта.

Рассмотрим создание HDR-портрета на примере. Со штатива были сделаны три фотографии:

HDR портрет: 3 фото

ISO 100, f/1.4, 1/125s . ISO 100, f/1.4, 1/30s . ISO 100, f/1.4, 1/8s

Для склеивания фотографий  использовалась программа Photomatix. В этой программе склеивание зачастую проходит в стандартном режиме — выбираем несколько снимков (в этом  примере — 3), устанавливаем настройки склеивания (можно дать программе попытаться удалить шум и устранить последствия движения объекта или камеры, убрать посторонние объекты, которые попали в один из сфотографированных кадров и т.д.), а после ждем пока все это склеивается.

Самое интересное ожидает нас на этапе уменьшения динамического диапазона до того уровня, при котором можно смотреть на изображение на мониторе. Называется это операция  Tone Mapping (тональное отображение). Исходная HDR-фотография имеет 32 бита информации на каждый канал, а Tone Mapping уменьшает его к 16 или 8-битному изображению. В принципе, можно сохранить 32-битное изображение, но вы не сможете нормально его увидеть.

Процедура Tone Mapping имеет довольно много настроек,  от которых сильно зависит то, какой будет фотография на выходе. Даже при понимании смысла всех ползунков,  этот процесс больше похож на шаманство. Универсальных методов тут не существует, впрочем как при любой обработке фотографий. Все зависит от исходной фотографии и от ваших вкусов. Совет — не переборщите, как это делать многие фанаты HDR. Не вдаваясь в тонкости, покажем  настройки Tone Mapping, которые был применены для данного портрета:

HDR_4 Tone Mapping

Получившееся изображение содержит детали и как в тенях, так и в яркостях. Смотрится достаточно необычно и больше похоже на нарисованную картину, чем на фотографию.

HDR в портрете

Правда можно сказать, что современное поколение уже так привыкло к фотографиям, которые имеют неестественные, большие контрасты, что снимок с небольшими контрастами смотрится не привычно.

На самом деле HDRI, это та же фотография, только более совершенная, приближенная к человеческому восприятию реальности (если в ней специально не искажать тональности объектов, делая небо, например, темнее земли).

© Колдунов Виктор и Колдунов Алексей

Перепечатано отсюда: http://koldunov.ru/?p=355