Вы когда-нибудь задумывались о том, каким источником света освещается ваш объект съёмки? Вскорее-всего многие задумывались. Ведь свет при фотосъемке имеет если не главную, то одну из главных ролей. Но часто начинающие, а иногда и опытные, фотографы относятся к данному вопросу довольно поверхностно.

К примеру, ясный и солнечный день, тут вроде все просто: наш источник это прямой солнечный свет. Но в действительности все не так, как кажется. Обратите внимание на тень под ногами, они нам кажутся серыми или чёрными, хотя в самом деле, если по внимательней  присмотреться — они синие. Этот эффект синих теней хорошо заметен на снегу или любой другой поверхности белого цвета (к примеру на свадебном платье). Откуда же синий цвет? От безоблачного неба синего цвета, это такой же солнечный свет, но рассеянный в атмосфере. Именно он и освещает наши объекты там, куда не смог дотянуться прямой солнечный свет (а именно в тени). В меньшей мере тени заполняют рефлексы от листвы деревьев и травы.
Та же самое происходит и в помещениях, где в роли дополнительного источника света выступают стены, потолок и пол. Это всегда необходимо учитывать при съёмке. Когда заходите в помещение – обратите внимание на основные источники света, потом взгляните на дополнительные и ужаснитесь =). Ковры, плакаты, шкафы, все они вносят свои коррективы, «раскрашивают» комнату.
Человеческий глаз, вернее мозг,  быстро адаптируется к вот таким неоднородностям из разных цветовых оттенков, но камера зафиксирует сцену, какой она есть, то есть во всех красках. Если вам кажется, что это все можно безболезненно и быстро исправить в графических редакторах, то вы ошибаетесь.
Рассмотрим пример: класс для занятий.

Цвет света

На левой фотографии класс полностью освещен с помощью лампы дневного света.
На правой фотографии свет от окна.
Рассмотрим, как ведет себя свет в обоих случаях. Для этого нам нужен такой стандартный инструмент как «Пипетка» из Photoshop — «Eyedropper Tool».

Она будет нам показывать, в каком цветовом канале (синем, красном и зеленом) сколько света. Иначе говоря, мы будем знать, какая доля красного, синего и зелёного цвета в той или иной точке изображения. Рассмотрим ключевые точки первого снимка.

Цвет света 2

Первая отметка находиться на рулоне бумаги белого цвета. Именно по этому участку и настраивается баланс белого, потому он и должен быть белым (или серым). Первая точка будет иметь приблизительно равнозначные значения во всех трёх каналах, что мы и видим:  в красном 184, в синем 185, а в зелёном 186, .
Первая точка была выбрана не просто-так, ведь на нее попадает большее количество света от лампы, чем на другие точки. Таким образом настроили баланс белого для основного источника света — лампы дневного света, которая светит сверху. Если свет этой же лампы будет падать на другую поверхность, то на фотографии будут правильные цвета. К примеру, на точке №4, которая достаточно сильно освещена лампой. В зелёном 185, в красном 189, в синем 78. Синего цвета меньше всего, а значит стена желтого цвета, так оно и есть.
Теперь посмотрим на другие белые объекты (потолок и тот же кусок рулона бумаги) – точки №2 и №3. Эти точки совсем не белые, они жёлтые. Но почему? Потому что они не освещаются с помощью лампы, для которой и настраивался баланс белого. Они освещаются тем светом, который отражается от стен, но так как стены желтого цвета, то и все, что стены освещают, тоже будет иметь желтоватый оттенок.
На втором снимке ситуация попроще.

Цвет света 3

В этом примере белый свет из окна освещает значительно больше пространства, и потолок в том числе. Но в самом дальнем углу от окна (точка №4) потолок также принимает желтоватый оттенок, по той причине, что отраженного от стены света до потолка доходит уже слишком много.
Потому всегда нужно помнить, что в большем количестве фотографируемых сцен присутствует смешанное освещение с абсолютно различными оттенками. Бывает что такой свет отображается нормально, но чаще всего он портит снимки из-за невнимательного фотографа. Не забывайте о свете, тренируйтесь его различать  и фото будут выходить более качественными и обдуманными.

Перепечатано:  http://koldunov.ru/?p=354